Мебельная фирма, в которой я работал, была очень небольшой, может быть человек
25 в самые занятые годы, и специализировалась на мебели, сделанной в основном по
заказу клиентов. Вся мебель, от кроватей до диванов, производилась только в Канаде
(перед моим уходом это изменилось), из разных сортов дерева (никаких опилок или
пластика) и стоила недешево. Так кровать с двумя ночными столиками вам бы обошлась
около 3 тысяч долларов, а средний заказ обычно колебался в районе 10-15 тысяч. От
заказа до доставки обычно проходило 3-6 месяцев, при том что заказчик должен был
дать залог в 25% от общей стоимости заказа.
Первые полтора года я больше проводил времени на доставках, чем в цеху, что
позволило мне хорошо познакомиться с Оттавой и побывать в очень интересных домах.
С начала 96-го я стал больше проводить времени в цеху, помогая с подготовкой мебели
и работая вместе с нашим главным финишером (лакировщиком мебели).
Как я сказал, в начале года моя жена влетела в аварию, причем это была полностью
её вина - не посмотрела, когда делала левый поворот. Наша машина была сильно разбита,
но что ещё хуже, она получила штраф, что означало, что наша страховка
взлетит выше крыши. Это было наше первое знакомство с полицией в Канаде.
Когда вы получаете штраф за дорожное происшествие в Онтарио, у вас есть три вари-
анта: первое, вы можете просто оплатить штраф и забыть (так поступает большинство);
второе, вы можете пойти в суд и признать себя виновным с объяснением, расчет здесь
делается на то, что судья войдет в ваше бедственное положение и снизит либо размер
штрафа, либо количество штрафных очков; третье, вы идете в суд и оспариваете
штраф. В последнем случае вам не обязательно иметь адвоката и, в случае если вы
проиграете, вам не грозит более жесткое наказание - может быть чуть увеличат размер
штрафа, включив в него часть судебных издержек.
Мы пошли воевать в суд, хотя на работе все говорили, что я зря трачу время, и они
ошиблись. Мы с женой просидели в суде почти весь день (от дня аварии до дня суда
прошло около 5 месяцев), судья прослушал и принял решение наверно по 30 случаям
и был очень либерален - практически все случаи кончались снижением штрафов. Нам
повезло ещё больше - полицейский, который выписал моей жене штраф, в суд не при-
шел, и прокурор был вынужден сместить все обвинения. Мы ушли из суда так, как будто
ничего и не произошло. Но за ремонт своей машины нам пришлось выложить больше
штуки, т.к. у нас была только односторонняя страховка.
К середине 96 года стало ясно, что контрактная работа жены так и останется контрактной
и надо искать что-то более серьёзное. В это время появился большой
спрос на программистов и мы решили, раз у меня есть постоянная работа, то переу-
чиватся пойдет жена. Она выбрала местный частный колледже с годовым курсом
программирования, который обошелся нам в 12 тысяч долларов. Естественно что
такой налички у нас не было и мы обратились в провинциальную программу OSAP за
заемом и получили 20 тыс.$ (8 тысяч на проживание). В августе же владелец моей
фирмы уволил главного финишера за воровство и я, после легкой ругани, получил его
место с почасовой оплатой в $10.50 (годовая з/плата - 22 тыс). С учетом моих сверх-
урочных, подработки охранником и в рекламном агенстве, я один зарабатывал около
30 тысяч.
Жена пошла в колледж, но продолжала подрабатывать по контрактам в своей фирме,
дочка училась очень хорошо, квартира, в которой мы жили, нам надоела и в феврале 97
мы подписали контракт и перебрались через улицу в 3х спальный, двухэтажный таун-
хауз. В Канаде, включая Оттаву, начался экономический подъём, связанный с интерне-
том, всякие high-tech фирмы стали появляться как грибы после дождя, заказы в моей
фирме удвоились и тут управляющий моего цеха, с которым у меня были очень хорошие
отношения, прокололся - повздорил по какой-то мелочи с хозяином фирмы и был уволен.
В цеху в это время все рабочие, кроме меня, были бледнокожими коренными канадца-ми,
за все время у нас проработал всего один африканец - сомалиец и его хватило ров-
но на 3 недели, но хозяин фирмы решил предложить мне позицию управляющего. Зная
судьбу моих предшественников, и то, что на слово моего босса полагаться нельзя, я нас-
тоял на контракте и здесь сильно пришлось побороться, т.к. раньше хозяин фирмы со
своими управляющими никаких контрактов не подписывал. В какой-то момент он мне
объяснил, что может нанять обезъяну с улицы, которая будет выполнять мою работу, а
я, в свою очередь, положив ключи от цеха на стол, предложил ему это сделать. В итоге
мы подписали контракт, где были обусловлены условия и согласованные с ними повы-
шения зарплаты, и я стал управляющим с начальной почасовой оплатой в $15/час
(31 тыс.в год).
В начале июля 97-го года, прожив в Канаде 3 года, мы послали документы на получе-
ние гражданства, поменяли нашу Мазду на Шевролет Кавальер (первую и последнюю
машину американского производства в нашей семье), купили нашей дочке новый
велосипед - мы любили кататься вдоль Ридо-канала, который тут же был украден
с нашего заднего двора (я долго ходил по окрестностям, внимательно огладывая
каждого подростка на велосипеде) и съездили посмотреть на Ниагарский водопад с
семьёй моего брата. Водопад и Marineland (парк аттракционов) нам, особенно детям.
понравился, я вот сам городок не очень - выглядeл как дешевая ловушка для туристов.
В сентябре 97 года жена закончила колледж и стала искать работу по новой специ-
альности, мои коллеги-охранники решили забастовать и на этом моя подработка закон-
чилась, а мой одноклассник из Ростова нашел нас в Канаде (он уехал с семьей в
США как еврейский беженец) и на Рождество мы отправились в Бостон к нему в гости.
Нам крупно повезло, в рождественскую ночь выпал почти метр снега и от Оттавы до
границы США у Монреаля (обычно 2 часа езды) мы ехали 5 часов.
Самое смешное, что на границе Бог провел черту - на канадской стороне лежал снег,
американская была абсолютно чистой.