Российская история хороша для нас русских тем, что она нас ни чему не учит. Она как побитый молью костюм, который похудевший толстяк достаёт из платяного шкафа, чтобы показать своим собутыльникам.
- Смотрите, каким большим я раньше был, - говорит он с сожалением, - и как мне шёл этот стиль.
Иногда, по пьяни, бывший толстяк напяливает костюм и гоняется за быстро трезвеющими собутыльниками, называя их прилипалами и кровососами. В какой-то момент водка заканчивается и выясняется, что утром надо идти на работу.
В других случаях мы обращаемся к нашей истории, чтобы объвинить кого-то в совершении той или иной ошибки. Вовсе не для того, чтобы не повторить такую же ошибку, а просто, чтобы уличить исторического мерзавца. Заклеймив нужного мерзавца, мы возвращаемся к нашей повседневной жизни, где нас ждут таже колея и теже грабли.
Почему мы не хотим учиться на уроках истории России? Может быть потому, что это - печальная история.
Начинали мы, как большинство современных европейских наций - племена, поселившиеся в лесах и степях Восточной Европы; поселения, возникшие на узловых торговых маршрутах; княжества, возникшие вокруг этих поселений и, временами, враждующие между собой; религия, принесенная извне, но, в итоге, принятая как своя. Эта часть русской истории мало чем отличается от истории любого другого европейского народа. Даже нашествие татаро-монгол не было чем-то уникальным само по себе. 300-летнее татарское иго задержало развитие России, но не более, чем темные века среневековья задержали развитие Европы.
Объединение русских земель и возникновение централизованного русского государства, следовало, с небольшой временной задержкой, той же европейской схеме. Абсолютная монархия в России была ни чем не лучше, но и не хуже, чем абсолютные монархии Испании, Франции или Римской империи. Экспансия российского государства на восток шла, как и экспансия любого другого европейского государства, по линии наименьшего сопротивления. Просто в нашем случае это оказались Сибирь и Дальний Восток. Показательно, что Крым и Кавказ были захвачены Россией гораздо позже, чем Камчатка, а присоединение Украины, примерно в тоже время, что и Дальний Восток, было вызвано согласием украинцев.
В промышленном развитии Россия заимствовало технологические достижения Запада, но это было вполне разумно - к чему изобретать колесо? В первую очередь индустриальное развитие использовалось на укрепление государственности, но потихоньку создавался купеческо-промышленный класс в самой России.
Когда же Россия разминулась с европейским ходом развития?
Вопрос не в том, что произошло, а в том, чего не произошло. В отличии от Европы в России не произошло религиозного Реформаторства. Чтобы ещё больше усугубить ответвление от европейского развития, Православная Церковь России превратилась в государственное учреждение при Петре 1 (Синод).
Российское государство (император) стали источником и хранителем права и морали своих граждан. С этого момента потекла печальная река “особой российской истории“.
Лозунг: “За веру, царя и отечество“ стал с
В это же время были куплены знаменитые р